... И пришли на священную землю десять родов, объединенных одним священным предком - Великим Змеем. Великим Змеем Черной Земли. Где она была, никто уже не помнит. И остается нам лишь знание, что было то далеко. Поэмы говорят о великих вождях, от которых ничего кроме имен не осталось, о бронзовых мечах и сражениях на колесницах...
  ...Много воды с тех пор утекло, и немало крови. Священные Верховные Вожди уж не имели той силы, что прежде, и кто из десяти оказывался сильнее, тот и рвал остальных. И у каждого рода был свой любимый бог. Большинство из них олицетворяли Солнце, но Змей и тогда, и теперь олицетворяет землю, землю грудастую, задастую и безликую - Великую Мать. Страшная она богиня, покровительница тайных женских культов...
  ...И так всё шло своим чередом, пока не явился миру Эрхелен Объединитель, кого в иных княжествах превозносили, в других проклинали и пугали им детей. Сын Священного вождя захотел власти не священной, а простой, грубой и настоящей. Он был изгнан возмущенными подданными своего беспомощного отца, но скоро вновь объявился на побережье с горсткой таких же лишенных наследства молодых головорезов.
Прибрежные поселения были вроде бы сами по себе, ничьи, а потому каждый князь считал их законной добычей и грабил с завидным постоянством. Тем более что князья считали их безродным сбродом, без племени, роду и клана. И, что ещё хуже, без князя. Вместо князей у них были старейшины. Черная кость без капли солнечной крови!
  Но пришел злой, молодой и очень голодный Эрхелен, и прибрежные торгаши мигом поняли, какая польза от него может быть. И юный наследник Священного вождя начал действовать. Поселения обрастали стенами, обзавелись хорошо вооруженными и организованными отрядами и ловко гоняли княжеские дружины. Да ещё и измывались. Да простит меня Солнце, когда скажу я, что сталось с князем Марху-ару, что привел свою дружину за данью в одно такое поселение! Его взяли в плен и пустили домой нагишом, вымазанного грязью, да ещё верхом на кривой, хромой и паршивой кобыле. Опозоренного князя мигом согнал с его мелкого престольчика сын сестры, ибо не подобает лишенному чести владеть землей - от этого всякие напасти случаются и с самой землей, и с подданными. Князь позора не вынес и удавился. Или удавили.
  И поняли князья большие и малые, что береговые дружины стали могучей силой, и придется их либо сокрушить, либо заткнуть пояса. А вскоре они ещё и узнали, что начальствует над этими дружинами не кто иной, как несчастный изгнанник Эрхелен, что имел на всех князей, и больших, и малых, немалый зуб. И страшно стало князьям.
  Эрхелен же основал крепость Уммар возле удобного залива и сел там князем. Торговые поселения он опекал, и платили они и его людям за защиту, поставляя ему как младших сыновей для войска, так и провизию. И обещал Эрхелен, что, когда он станет верховным владыкой - а он очень даже был намерен им стать, - побережье окажется лично под его рукой или рукой наследника и что права торговцев будет защищать сам верховный правитель ныне, присно и вовеки. И потому, когда бывшие его враги объединились с целью наказать наглеца и вернуть себе кормушку, молодцы Эрхелена из Уммара так отделали их, что назад и бежать то было некому. С этого началось воцарение истинного правителя...
...Через несколько лет Эрхелен взошел на престол в Керанане, который сделал своей столицей, и объявил себя верховным владыкой. Он порушил бытовавшее ранее лествичное наследование, перерезал ближайших родичей и объявил поход во славу единого солнечного божества.
А их в благословенной Ханатте тогда хватало. На севере поклонялись Золотому Ахуму, кровожадному олицетворению воинственного Солнца, на востоке было Гневное Солнце, на побереье - Солнечное Око, были ещё Огненный Змей и рыжий Всадник Батта. И ещё куча второстепенных божеств, отвечавших за всякое-разное.
  После Эрхелена культов солнца осталось лишь два, те, что в силе до сих пор. Королевский, где Солнце-отец ниспослало на землю свою прекрасную дщерь, дабы онастала прародительницей королевского рода, и небольшой, но влиятельный древний культ Гневного Солнца, всячески поддерживающий государей. Попутно были вырезаны ещё два княжеских рода, и под рукой Эрхелена объединилась уже треть нынешней Ханатты...
...Объединились. Покуда Эрхелен был жив, это всё держалось его властью. Но Объединитель умер, и всё началось по новой. Не стану лгать, ведь лгать себе глупо - священные владыки боролись с князьями, князья - друг с другом, а мы, жрецы - когда с кем. Воинственных монахов с горы Арунам помнить будут долго - а как же, трех подряд священных государей свергли, пока угодного себе не посадили на золотой престол. Да простит меня Солнце!
Да недолго это длилось. Покуда четвертый, ими же посаженный на престол, государь, не позволил князьям Арханна взять монастырь на горе Арунам и вырезать всех монахов...

...Ныне правит достойный наследник Объединителя - Керниен, сын государя Анхира-анна-ару. Он был избран самим Солнцем, дабы вернуть Ханатте мир и процветание.
Так было, да скажу я, да услышан буду, ибо правда это.
Тяжелое было время. Но средь нас появился тот, кто был Посланником Солнца, и говорил от имени его. И даровал он государю Анхир-анна-ару меч, что в руках истинного правителя пылал рассветным пламенем. И сказал владыка, поднимая меч, распуская волосы и обрезая их мечом: Ныне слагаю я власть свою так же, как обрезаю волосы свои, знак королевской власти. Пусть же возьмет этот меч тот, кто считает себя достойным принять вместе с ним власть в Ханатте!
И трое бросились к мечу, те, что были близкими родичами Анхира. Но все трое обожги руки, будто бы взяли не меч, но раскаленные железные прутья. И вышел тогда вперед Керниен и взял меч, и тот не опалил его руку, а вспыхнул золотым лучом, и признал народ Керниена-анна-ару, и славили его, и радовались милости Солнца.
Но мудр и благороден наш правитель, и отказался называться Священным Правителем покуда жив его отец, и избрал для себя дела власти и войны, и стал прозываться он керна-ару, "владыка-копьеносец".
Сказал он, и перескажу слова его, дабы память о них и сила их не затерялась в веках и сердцах потомков славных отцов:
"Отныне же будет верховный правитель и владыкой Меча, и владыкой священного Зеркала, и верховным военачальником, и верховным жрецом, и так будет навеки, и никто сего более не изменит".


Написано по книге "Великая Игра" Иллет

Отредактировано Асма-анни (2010-08-23 20:15:18)